вторник, 27 января 2009 г.

Нашел отличную статью на Компьютерре-онлайн. Привожу отрывок.

...Трэкерная музыка

"В прошлом тысячелетии, во времена MS-DOS и SoundBlasterPro, люди научились писать музыку на компьютерах. Говорят, компьютеры тогда были похожи на контейнеры для овощей и были размером с дом. Правды нам узнать видимо уже не дано, но с тех былинных времен дошла до нас самобытная и удивительная культура, именуемая себя трекерной..."

Каждый раз, запуская очередной кейген или игрушку на мобильном телефоны многие из нас напрямую соприкасаются с этим кусочком scene. С трэкерной музыкой , которая умеет быть невероятно красивой, даже несмотря на свою древнюю историю. А что же называется трэкерной музыкой?! Не мудрствуя особо отвечу – это музыка, которая пишется с помощью специальных программ – трэкеров. Они напоминают собой теперешний комбайны, только без понятного и дружелюбного интерфейса (оказывается есть и такие). Интерфейс трекеров в основном числовой. Ноты вводятся с клавиатуры, в то время как параметры, эффекты и прочее вводятся в виде латинских букв и чисел (обычно в шестнадцатеричном виде). Именно поэтому процесс написания мелодии напоминает скорее работу программиста, нежели композитора.

Это не особенно удобно для профессионального музыканта с устоявшимися стереотипами и предрассудкама (сразу вспоминается слово "аудиофилия"). Но одновременно доступ творчеству на поприще композитора могут получить талантливые люди без музыкального образования, так сказать "чувствующие музыку душой". Это и делает трэкерную музыку своеобразной и неповторимой. Кроме того освоив трэкеры, человек знакомится с самой сутью электронной музыки, с основами и в дальнейшем освоить профессиональные пакеты уже не составляет труда. Принцип написания заключается в проигрывании сэмплов (кусочков звуковых файлов) с различной скоростью, что на слух принимается как разной высоты ноты. Так же как и в синтезаторах, где определенному количеству нот присваивается звук, который играется с разной скоростью. Файлы, в которых содержаться муз. произведения, называются модули. Есть разные форматы модулей. Наиболее распространенные — *.MOD (устаревший, но еще живой в многочисленных архивах формат), *.XM (с ним работает серия FastTracker и все современные трекеры), *.S3M (серия ScreamTracker). Любой модуль хранит в себе информацию о нотах и применяемых эффектах, нечто вроде партитуры, и сэмплы, то есть звуки, которые используются в композиции.

Еще одним подвидом, если можно так сказать, трэкерной сцены является направление "чиптюн" (Chiptune). Основная ее особенность в том, что звук синтезируется аудиочипом компьютера или игровой приставки в реальном времени (а не составляется из набора заранее записанных сэмплов).В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Расцвет данного направления пришелся на эпоху ZX-Spectrum.В то же примерно время появилась традиция добавлять в кряки и кейгены маленькие кусочки музыки в формате чиптюн.И до сих пор в некоторых демопати существует дисциплина "chiptune" - соревнование в создании музыки из звуковых волн различной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, "пила" и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая простейшие эффекты.

Отдельно хотелось бы упомянуть и о направлении "8BIT", которое многие ошибочно путают с чиптюн. Изначально особенность данного жанра в том, что используется звучание аудиочипа Ricoh 2A03 (платформа NES, известная у нас по приставкам "Денди" и "Сега"). Музыка эта напоминает обычную поп-музыку и выкладывается авторами в формате MP3/WAV/OGG. В то же время традиционный чиптюн, помимо крошечного размера композиций, еще и существует либо в трекерных форматах, как традиционных (MOD, S3M, XM, IT и т.д.), так и в характерных для отдельных платформ (STC, PT2 и т.д.), либо в виде дампа с программой и модулем (SID, NES и т.д.), либо в виде данных, предназначенных для отправки в звукогенератор или его эмулятор (AY, YM, VTX).

В интернете существуют многичисленные файловые архивы с различными вариациями трэкерной музыки. Из наиболее известных можно назвать великолепную коллекцию WEBSOUND, собрание MOD ARCHIVE и еще сотни и тысячи композиций в коллекциях энтузиастов... Прослушать то, что вы оттуда скачаете можно либо с помощью популярного проигрывателя WinAmp, либо воспользовавшись крошкой XMPlay (который, как следует из названия, именно для трэкерной музыки и предназначен).

Надеюсь что прочтение моей статьи поможет вам другими глазами взглянуть на свои железные игрушки. И перед тем, как сказать кому-то "ты холодный и пустой как компьютер" вы на секунду задумаетесь и вспомните неземную красоту demo или нежную трэкерную музыку…

Сергей Бесараб.

Ссылка на оригинал: http://www.computerra.ru/readitorial/392196/

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Да, трекерная музыка это сказка!
Вместе с пиксель артом по праву можно считать их королем и королевой компьютерного искусства.

Zuf комментирует...

А как же демосцена?

Анонимный комментирует...

Демосцена вне измерений ;)